Зачарованные миры художника  


Ирина Важинская
..................................................

Анатолий Кудрявцев родился в 1958 г. в Ленинграде. В 1985 г. закончил Институт им. И. Е. Репина, но первая персональная выставка состоялась еще в 1979 г. В 1983 г. его работы экспонировались на выставке «люди корчагинской судьбы» в Музее Н. Островского в Москве. А с 1985, когда его творчество было представлено во Дворце молодежи, у художника прошло несколько персональных выставок в Ленинграде, Туле, в Западном Берлине, в Болгарии.

Творческая биография Анатолия Кудрявцева насыщена и разнообразна. Он возглавлял галерею «Арт-коллекция», был главным редактором литературно-художественного альманаха «Зазеркалье», участвовал во многих художественных выставках в России, а также в Италии, Голландии, Германии. В настоящее время работает в области станковой и книжной графики.
Мир образов художника метафизичен, наполнен смыслами. В нем отразились классические архетипы библейской Башни, апостолов, темы игры, маскарада, зеркальных отражений.

Изобразительный мир А. Кудрявцева обладает и вполне реальными чертами. Но это фантастический реализм. Художник словно околдовывает повседневность. В его работах обычные предметы как бы обретают волшебные свойства, воплощая идею о том, что извечны поиски высоких духовных начал, но также вечна, полна загадок и поэзии повседневная жизнь человека на земле.

Его воображение, словно башня из слоновой кости, по лестницам которой поднимается художник, населяет этот мир неведомыми существами, магическими символами, таинственными звуками, сливающимися в неслыханные мелодии (графические серии 90-х годов «Карточные символы», «Баш-ни», «Фантастические города», «Фантастические планеты»). Но сначала были графические листы к «Фаусту» Гете и еще портреты врачей и медсестри-чек, сумевших выдернуть Анатолия из мрака непод-вижности.

Анатолию Кудрявцеву удалось не просто овладеть пером и тушью, но создать свой изысканный графический стиль. Основа его черно-белой графики — пластичная, музыкальная линия на грани между тьмой и светом. Разнообразные орнаментальные мотивы усиливают эстетическое воздействие изобразительных форм. Его орнаментика напомнит о «красивых мечах» из кельтских могил, о каменных кельтских крестах, о фибулах и пряжках, исполненных в зверином стиле, об архитектуре готических соборов, о древних культурах Эгейского моря и Египта. Орнамент имеет не просто декоративное значение, но обладает глубоким символическим смыслом. И в этом листы А.Кудрявцева близки графике модерна.

В графических сериях «Фантастические города» и «Фантастические планеты» воплотилнсь импровизации художника, увлеченного сотворением жизни где-то на воображаемой планете, в воображаемом городе. Но изобразительный мир А. Кудрявцева обладает и вполне реальными чертами (циклы 90-х голов «Шанёво», «Петербургская серия»). Петербург, узнаваемый и незнакомый — это город, где нет суеты и оживают сны. Это город молчаливого созерцания и ненавязчивых превращений.

Деревенские мотивы в серии «Шанёво» реальны и сказочны, полны задушевного юмора и добродушной иронии. Заповедные места Новгородской области, которые вдохновили когда-то братьев Стругацких, предстают в графических листах А. Кудрявцева как чудом сохранившийся мир с его исконно русским укладом жизни, с его безудержным весельем и неизбывной тоской.

Анатолий Кудрявцев, уходя из мира суетного, обремененного неразрешимыми проблемами XX века, живет в своем художественном мире, в пространстве творческих идей. «Переплетение абстрактного, фантастического с реальными чувствами, мыслями, реальными предметами и событиями» — вот мир его картин, мир, который «длится на неуловимой грани бытия и небытия, воображаемого и реального» (А. Кудрявцев).

Художник стремится визуализировать свое мироощущение на разных уровнях — сознательном и подсознательном, сновидческом и явленном. Поиск аналогий этому в художественном творчестве развил в нем пристальное внимание к знакам, символам, ин-терес к древним культурам. Своеобразный дар А. Кудрявцева, позволяющий ему воплотить в зримых образах микро- и макромиры своего Зазеркалья, делает этого художника воспреемником традиций Чюрлениса, Рериха, Бердслея, Эшера.

Попытки все объяснить, перевести образы, создаваемые Анатолием Кудрявцевым, на логический язык дают упрощенное представление о философском и культурном подтексте его произведений, так как остается обширное пространство загадочного и необъяснимого.

«Образ противоположен элементарному символу, вбирает в себя несколько уровней и напластований... Каждый из этих уровней логичен. В совокупности — все алогично. Создается казуальный мир. Все понятно и ничего не понятно. Есть тайна. Чистая музыка» (А.Кудрявцев. «Картина».)

..................................................

© Ирина Важинская. Питербук. Выпуск 9, 1999.
В качестве иллюстрации использована работа Анатолия Кудрявцева "Старик" (тушь, 1997)

Домой

Используются технологии uCoz